6


         Наиболее простой перевод имени «Сары-Азман» - рыжий турок. Но большинство «разбойников» составляли, видимо, московские люди, раз уж .царь признал их своими холопами.
         Буквально через два года люди, подобные Сары-Азману, взяли под свой контроль весь Дон - сверху донизу. Турецкий султан сообщал ногайскому князю Измаилу, что обижен на царя Ивана IV: «Казаки его с Азова (город, где стоял турецкий гарнизон. — Авт.) оброк емлют и воды из Дону пить не дают...»
         Со второй половины XVI в. на Дон из России потоком хлынули военные слуги казненных Иваном Грозным бояр, дворяне, которым не полюбилась царская служба, и вольные люди, которых государство стало прикреплять к земле. «Мы на Русь лиха не мыслим, - говорили они. — Царствуй царь в кременноЙ Москве, а мы - казаки - на Тихом Дону». 3-апорожская Сечь. Еще одним центром вольного казачьего сообщества стали степи южнее Киева - территория между татарскими владения ми, землями Великого княжества Литовского и Польского королевства. Издавна здесь селились тюркоязычные племена тюрков, берендеев, турпе-ев и ковуев, которые поставляли наемное конное войско южнорусским княжествам и были объединены одним названием «черные клобуки». Молодежь этих «черных клобуков» стала костяком нового казачьего сообщества и дала ему новое название - «черкасы». «Черные Клобуки еже зовутся Черкасы», - сказано в летописи. Черкасский костяк быстро оброс славянскими мышцами за счет вольных людей, бегущих сюда из южнорусских и польских земель.